?

Log in

No account? Create an account
 

F-35 против ПАК ФА: экономические аспекты - Хочу странного

About F-35 против ПАК ФА: экономические аспекты

Previous Entry F-35 против ПАК ФА: экономические аспекты 16 окт, 2016 @ 17:03 Next Entry
Как Вы наверное уже не раз слышали, F-35 - это такой провальный и невероятно дорогостоящий проект американской военщины, которая уже распилила на нем 1.5 трлн долларов и продолжает пилить дальше невзирая на то что эта унылая гадость летает хуже чем даже F-16 и вообще наполовину не работает. А пока американские и европейские идиоты оплачивают этот праздник жизни буржуйского ВПК, нормальные люди покупают за цену одного F-35 десяток Су-35 лучшего качества, а Россия так и вовсе вооружается лучшими в мире самолетами ПАК ФА / Т-50.

Знакомая история, правда? Но к сожалению с реальностью у неё мало общего. Наиболее явным элементом этой сказки является байка про триллионы долларов затраченные на программу и я изредка посмеивался в Сети над теми кто искренне в неё верит. Я попробую рассказать более адекватную картину происходящего "у них" и сравнить ее с тем что происходит "у нас". Краткая выжимка для тех кому лень читать подробный текст: наши самолеты примерно в 1.5-2 раза дешевле, но буржуи тратят в десятки раз больше денег и получат в силу этого в десятки раз больше самолетов, причем раньше чем мы.

Давайте для начала посмотрим на факты о F-35 и остальных американских самолетах и отразим их в виде таблички, пересчитанной для удобства сравнения к единым ценам в виде миллионов долларов 2012 года

Графа расходовСуммаПримечание
Стоимость разработки и испытаний JSF:59500Расчетная общая стоимость
Стоимость приобретения флота F-35:249700Расчетная общая стоимость 2443 машин
Наземное оборудование и инфраструктура:4100Расчетная общая стоимость
Фактические затраты на программу F-35 в 2016:11012Расходы правительства США включая приобретение 57 самолетов
Общие затраты на программу F-35, 2001-2016:110000Расходы правительства США включая приобретение самолетов (без пересчета к ценам 2012)
Закупочная стоимость F-35A75Средняя ожидаемая цена при закупке 1763 самолетов
Закупочная стоимость F-35A107Фактическая цена, LRIP-8
Экспортная стоимость F-35A140-150Австралия, Дания, Израиль, Норвегия включая обучение, запчасти, оружие
Закупочная стоимость F-35B104Средняя ожидаемая цена при закупке 340 самолетов
Закупочная стоимость F-35B127Фактическая цена, LRIP-8
Закупочная стоимость F-35С88Средняя ожидаемая цена при закупке 340 самолетов
Закупочная стоимость F-35С125Фактическая цена, LRIP-8
Средняя закупочная стоимость F-35 всех версий102Средняя ожидаемая цена покупки
Средняя закупочная стоимость F-35 всех версий125Фактическая цена, 2016 год
Средняя стоимость F-35 всех версий с учетом разработки127Общие расходы / количество машин, прогноз
Средняя стоимость F-35 всех версий с учетом разработки415Общие расходы / количество машин, текущие
Средняя годовая стоимость обслуживания и модернизации одного F-354-4.5Общие прогнозируемые расходы / количество машин / количество лет эксплуатации
Закупочная стоимость F-16C/D27-34Версии 90-х годов
Экспортная стоимость F-16IN63Новейшие версии
Закупочная стоимость F-15C/D42-50Версии 90-х годов
Экспортная стоимость F-15SE100Новейшие версии
Ориентировочная стоимость F/A-18E/F60Новейшие версии
Закупочная стоимость F-22A160Партия 2009 года
Средняя стоимость F-22A с учетом разработки357Средняя за время программы, боевые машины


F-35 создавался как самолет который был бы с одной стороны достойной современной заменой стареющим F-16 и F-15, а с другой был бы дешевле и универсальнее космического по стоимости F-22 сильно заточенного под воздушный бой. Ожидаемо высокую стоимость разработки попытались компенсировать универсальностью машины и размазыванием стоимости разработки на очень крупную (по авиационным меркам) серию машин. Видны и последовавшие за этим неудачи - если на заре на разработку планировалось потратить порядка 15-17 млрд $ (~26 млрд в ценах 2012) что примерно соответствовало затратам на такие программы как F-22 или B-2, то фактические расходы вплотную подползли к 60 млрд $. Стоимость производимых самолетов тоже остается значительно выше изначально ожидавшейся, хотя и уменьшается по мере развертывания серийного производства. Программа в целом отстает от планировавшегося графика примерно на три года. Военные указывают на кучу багов и проблем в опытных самолетах. Но очевидно так же что несмотря на это программа уверенными темпами продвигается вперед. Баги исправляются. Производство растет. Стоимость машин в новых партиях снижается. Превышение стоимости относительно изначальных оценок значительно, но далеко не "в разы".

Откуда же берется цифры "сотни миллиардов" и даже "более триллиона долларов" которыми часто оперируют в отечественных СМИ? А очень просто: берутся 60 млрд затраченных на разработку, к ним прибавляется 4 млрд затраченных на модернизацию инфраструктуры и 250 млрд долларов затрат на приобретение 2443 самолетов на протяжении 15 лет. Получается 313 млрд долларов в ценах 2012 года или 379 млрд - в прогнозируемых фактических ценах с учетом ожидаемой инфляции до 2027 года. Это цифра которую американцы называют "Aquisition cost" - стоимость приобретения парка F-35 и она в целом является более разумной метрикой чем "стоимость истребителя" или "стоимость разработки" взятые по отдельности. К примеру видно что несмотря на затраты 60 млрд долларов на разработку, приобретение 1776 F-35A остается выгоднее (197 млрд) чем покупка такого же количества F-22 которая обошлась бы в 282 млрд долларов 2012 года решая вдобавок проблему с разработкой современных самолетов для американских десантников и флота. Но к сожалению россияне охотно принимают за чистую монету вранье людей, выдающих прогнозируемые затраты на приобретение машин с уже понесенными расходами или, еще хлеще, с расходами на разработку F-35.

Еще забавнее история с "триллионом". Помимо жалоб на высокую стоимость самих самолетов программу преследуют жалобы на высокую стоимость их обслуживания и ремонта. В результате разработчикам пришлось провести соответствующие расчеты, согласно которым средняя стоимость содержания, ремонта и модернизации парка из двух с половиной тысяч F-35 всех модификаций составит примерно 12 млрд долларов ежегодно (5 млн долларов в год на один самолет). Перемножаем на 50 ожидаемых лет эксплуатации - получаем 580-620 млрд эксплуатационных расходов до 2070 года в ценах 2012 года или 1026-1124 млрд - в ожидаемых ценах с учетом прогноза инфляции до 2070. Плюсуем этот триллион к 371 млрд требуемых на закупку - получаем 1.4-1.5 трлн общих расходов на программу F-35 до момента списания последнего самолета. Коей цифрой теперь, естественно, потрясают все желающие показать невероятную стоимость программы, умалчивая, однако о том к чему эта сумма относится и на какой временной период (до 2070 года!) растянута.

Давайте теперь взглянем на отечественную технику, пересчитанную аналогичным образом к единым долларам 2012 года

Графа расходовСуммаПримечание
Экспортная стоимость Миг-29 (Б, УБ, СЭ):30Экспортные контракты, Мьянма
Экспортная стоимость Миг-29 (СМТ, УБ):43Экспортные контракты, Алжир
Экспортная стоимость Су-27СК:45-52Экспортные контракты, Вьетнам
Экспортная стоимость Су-30МКИ:51Производство в Индии
Экспортная стоимость Су-35:80Экспортные контракты, Китай
Стоимость приобретения Су-35:32-46Поставки Минобороны РФ
Экспортная стоимость Т-50 (FGFA):100Экспортные контракты, Индия, прогноз
Стоимость приобретения Т-50:54Поставки Минобороны, прогноз


Из приведенных выше цифр следует что отечественные машины не являются такими уж дешевыми, обходясь иностранным заказчикам лишь в 1.5-2 раза дешевле чем сопоставимые американские машины.
Как и у американцев "внутренние" поставки стоят дешевле чем экспортные контракты что связано как с разницей в методике расчета (в внутренних поставках считают "голые" машины, тогда как в экспортные контракты включают запчасти, оружие, и обучение) так и с традиционной для России практикой зарабатывать деньги на экспортных контрактах, поставляя нашему Минобороны самолеты практически по себестоимости.

Интересен так же момент со стоимостью разработки Т-50. Официальной информации на этот счет не существует, а неофициальные цифры назывались самые разные. За полгода до полета первой машины (в июне 2010) года В.В.П. к примеру упоминал о фактических затратах 30 млрд рублей (~1 млрд $) и оценивал что на завершение программы потребуется еще 30 млрд (итого 2 млрд $). Это достаточно близко к затратам на разработку Суперджета и потому может быть реалистичной оценкой. Однако в контракте на совместную разработку Т-50 с Индией фигурировали совершенно иные цифры - предполагалось что на создание индийской версии того же самолета России и Индии придется вложить по 6 млрд $. Исходя из того что SSJ был построен на основе импортных компонентов, а Сухой занимался аэродинамикой, фюзеляжем и интеграцией можно по аналогии предположить что 2 млрд долларов - это вклад в проект непосредственно Сухого, тогда как общие затраты на проект с учетом расходов других организаций на создание оборудования для Т-50 (например двигателей) составляют около 10 млрд - в 3-6 раз дешевле чем расходы американцев на их программы.

Итак, наши машины стоят существенно дешевле. Однако вопрос о стоимости осмысленен в основном в контексте вопроса того "а сколько машин мы сможем приобрести" и вот здесь возникает весьма неприятная ситуация. Если американцы готовы потратить на F-35 более 300 млрд долларов, то все остальные страны включая Россию вынуждены довольствоваться бюджетами которые не превышают 35 млрд. Если американцы УЖЕ приобрели 200 самолетов F-35, то российские ВКС планируют купить 200 самолетов Т-50 ВСЕГО, причем в неопределенном будущем. По состоянию на 2016 год у нас все еще производится вторая экспериментальная партия (6 машин в дополнение к уже существующим 6 первой экспериментальной партии) которая будет использоваться для испытаний. Затем должна последовать поставка установочной партии из 12 серийных машин (одной эскадрильи) для армии которая должна завершиться, вероятно, в 2018. Раньше предполагалось что сразу же за этим до 2020 года последуют еще три эскадрильи (52 машины в общей сложности), но теперь эти планы отменены - в закупку первоначально войдет лишь установочная партия, а с дальнейшими поставками военные определятся по результатам испытаний установочной партии в войсках. К слову говоря задержки и неопределенность с объемом закупок для ВКС уже привели к тому что Индия уже отказалась от первоначального 35-миллиардного контракта на FGFA сократив объем закупок с 200 до 127 машин, а общую стоимость контракта - до 25 миллиардов, причем контракт некоторое время вообще висел на волоске от полной отмены. Таким образом F-35 - далеко не единственный проблемный проект "пятого поколения", с производством Т-50 проблем, похоже ничуть не меньше.

К счастью следует отметить что с "четвертым поколением" ситуация в ВКС сложилась сравнительно неплохая. В год в войска поставляется примерно по 30 истребителей Су-30 и Су-35 и еще 30 - бомбардировщиков Су-34 и тренировочных многоцелевых Як-130. В общей сложности это обеспечит в ВКС к 2020 году наличие порядка 300 новых современных машин четвертого поколения в дополнение к примерно 400 модернизированных старых. Конечно американцы к этому же моменту поставят на вооружение порядка 600-700 F-35 в дополнение к уже имеющимся 184 F-22 и примерно двум тысячам модернизированных машин 4 поколения, но для экономики которая в 10 раз меньше американской наш результат весьма и весьма неплох и значительно превосходит ожидания существовавшие на этот счет еще 10 лет назад.

Такие вот дела, господа. Буду рад замечаниям и исправлениям ошибок.
Оставить комментарий
[User Picture Icon]
From:monetam
Date:Октябрь, 16, 2016 14:19 (UTC)
(Link)
А какие тут ошибки ?
По-моему, их нет.
Российские самолеты подешевле, как таковые, и их заранее будет куда как меньше американских аналогов. А с другой стороны, невероятно представить ситуацию, при которой численное преимущество американских самолетов имело бы значение: она вероятна в случае Третьей мировой, а её я представить совсем не могу, считайте меня сколько угодно ограниченным. Исходя из этого, экономический аспект выходит в другом виде: содержать более объемную армаду современных самолетов ( да еще по всему миру, от Тихого океана до Атлантики) куда как затратнее.

То, что F-35 прямо уж такой плохой самолет - так в это никто не верил изначально, кроме совсем уж лопухов.Тут произошло разоблачение совсем уж дешевых шапкозакидательских выкриков.
Замечательным результатом является то, что в итоге, с некоторым опозданием, Россия таки разработала и запускает в производство его отечественный противовес.
[User Picture Icon]
From:kingeugen
Date:Октябрь, 16, 2016 14:47 (UTC)
(Link)
Третьей мировой не будет частично из-за большого количества американских самолётов. Это такое же оружие сдерживания самозваных диктаторов со всего мира, как и 12 авианосцев или ЯО. Впрочем не менее эффективное сдерживание - это подсадка этих самых диктаторов на красивую жизнь со счетами в долларах.
From:ext_1716962
Date:Октябрь, 16, 2016 16:00 (UTC)
(Link)
Во избежании дискуссии о сферической лошади в ваккуме. Омерига при том, что умудряется разрабатывать и производить современные самолеты, ещё и вполне успешно себя кормит - поит - одевае и снабжает остальным ширпотребом. Кроме того ещё и продаёт по всему миру свои товары и ваааще. А Россия свои самолеты строит "из последних сил" отнимая хлеб у пенсионеров и т.п. Что совсе по другому заставляет взглянуть на цифирь.
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
[User Picture Icon]
From:apollo_musaget
Date:Октябрь, 16, 2016 17:48 (UTC)
(Link)
Вера идиотов в идиотские идеалы практически безгранична.
[User Picture Icon]
From:kazak_s
Date:Октябрь, 16, 2016 22:47 (UTC)
(Link)
остался открытый вопрос - а сколько надо. Учитывая разницу в доктринах.
[User Picture Icon]
From:mislavl
Date:Октябрь, 16, 2016 23:42 (UTC)
(Link)
вот похожая статья, но выводы другие: https://aftershock.news/?q=node/363350
[User Picture Icon]
From:0serg
Date:Октябрь, 17, 2016 08:26 (UTC)
(Link)
Автор там излишне оптимистичен и выдает желаемое за реальное. Помимо того что он оперирует мифами (см. хотя бы ту же цифру "400 млрд" про которую я делал подобный разбор) он не знает что к примеру парк F-15 / F-16 в Штатах модернизировался. Скажем прямо сейчас на F-15 заменяют радары на современные АФАР которых у нас только предполагают поставить в будущем на Т-50. Я бы Вам советовал смело поделить все предположения автора о небывалых качествах старых советских машин на два - мы сейчас только-только дотянулись по уровню до американских машин начала 90-х годов и не особо верить в то что F-35 и F-22 являются слабыми противниками и не ровня нашим машинам. А заодно повторить себе три цифры. Когда автор писал свой текст он использовал цифру "63 самолета F-35". Сегодня у американцев их 200. К 2020 их будет 600-700.
[User Picture Icon]
From:bauris
Date:Октябрь, 17, 2016 20:00 (UTC)
(Link)
В целом все толково, придраться вроде бы не к чему. Разве что в сравнении цен стоило бы сделать акцент на том, что разница в них между американской и российской продукцией объяснима прежде всего несопоставимо более дешевой рабочей силой в РФ: когда в Локхиде специалист в месяц претендует на 4000$, а рабочему на КНААЗ и 400$ не видать, это закономерно. Поэтому все рассуждения о "цене/качестве" и все оценки объемов закупок на равную сумму имеют смысл только для внешних заказчиков: для US DoD и МО РФ действуют другие соображения.
[User Picture Icon]
From:diana_spb
Date:Октябрь, 18, 2016 11:43 (UTC)
(Link)
Не слышала историй по типу первого абзаца. Всё больше - как у нас в России разворовывают или пускают на ветер. Это, кажется, уже общее место, и если вдруг у России хоть что-нибудь получается, то следствие - глубокое недоумение.
[User Picture Icon]
From:0serg
Date:Ноябрь, 8, 2016 06:07 (UTC)
(Link)
Да вот, к примеру, из свеженького: "деловая газета" Взгляд
http://www.vz.ru/news/2016/11/3/841792.html

Стандартный набор ляпов про 1.3 трлн на разработку и взятая с потолка цифра в "159 млн за самолет"
From:(Anonymous)
Date:Декабрь, 23, 2016 00:39 (UTC)
(Link)
Сравнивать F-35 с Т-50 некорректно. Более уместно сравнение с истребителями поколения 4++. А Т-50 нужно сравнивать с F-22.
[User Picture Icon]
From:0serg
Date:Январь, 8, 2017 15:19 (UTC)
(Link)
Ну, это покажет только практика. Исторически, правда, она всегда была за американцами и особых причин считать что в этот раз будет иначе я не вижу. Слишком много пропаганды звучит в отечественных СМИ и слишком мало за нею стоит реальных достижений (хотя таковые тоже, конечно, есть).
[User Picture Icon]
From:direqtor
Date:Апрель, 3, 2017 05:12 (UTC)
(Link)
А можно ваш разбор к себе на сайт утащить? Толково пишете.
[User Picture Icon]
From:direqtor
Date:Апрель, 3, 2017 05:29 (UTC)
(Link)
Всё бы хорошо, но вот только «ужасающе провальным и невероятно дорогостоящим проектом американской военщины» F-35 называют в первую очередь в самой Америке. Там тоже достаточно много разумных людей, у которых шар от цифр выпадает, пусть даже и зарплата у них в десять раз больше.

Бизнес Инсайдер три года назад называл проект «триллионной катастрофой». Вчерашний заголовок Национального Интереса тоже впечатляет: «Национальная катастрофа на $1,4 триллиона».
(Оставить комментарий)
Top of Page Разработано LiveJournal.com