Знакомая история, правда? Но к сожалению с реальностью у неё мало общего. Наиболее явным элементом этой сказки является байка про триллионы долларов затраченные на программу и я изредка посмеивался в Сети над теми кто искренне в неё верит. Я попробую рассказать более адекватную картину происходящего "у них" и сравнить ее с тем что происходит "у нас". Краткая выжимка для тех кому лень читать подробный текст: наши самолеты примерно в 1.5-2 раза дешевле, но буржуи тратят в десятки раз больше денег и получат в силу этого в десятки раз больше самолетов, причем раньше чем мы.
Давайте для начала посмотрим на факты о F-35 и остальных американских самолетах и отразим их в виде таблички, пересчитанной для удобства сравнения к единым ценам в виде миллионов долларов 2012 года
Графа расходов | Сумма | Примечание |
---|---|---|
Стоимость разработки и испытаний JSF: | 59500 | Расчетная общая стоимость |
Стоимость приобретения флота F-35: | 249700 | Расчетная общая стоимость 2443 машин |
Наземное оборудование и инфраструктура: | 4100 | Расчетная общая стоимость |
Фактические затраты на программу F-35 в 2016: | 11012 | Расходы правительства США включая приобретение 57 самолетов |
Общие затраты на программу F-35, 2001-2016: | 110000 | Расходы правительства США включая приобретение самолетов (без пересчета к ценам 2012) |
Закупочная стоимость F-35A | 75 | Средняя ожидаемая цена при закупке 1763 самолетов |
Закупочная стоимость F-35A | 107 | Фактическая цена, LRIP-8 |
Экспортная стоимость F-35A | 140-150 | Австралия, Дания, Израиль, Норвегия включая обучение, запчасти, оружие |
Закупочная стоимость F-35B | 104 | Средняя ожидаемая цена при закупке 340 самолетов |
Закупочная стоимость F-35B | 127 | Фактическая цена, LRIP-8 |
Закупочная стоимость F-35С | 88 | Средняя ожидаемая цена при закупке 340 самолетов |
Закупочная стоимость F-35С | 125 | Фактическая цена, LRIP-8 |
Средняя закупочная стоимость F-35 всех версий | 102 | Средняя ожидаемая цена покупки |
Средняя закупочная стоимость F-35 всех версий | 125 | Фактическая цена, 2016 год |
Средняя стоимость F-35 всех версий с учетом разработки | 127 | Общие расходы / количество машин, прогноз |
Средняя стоимость F-35 всех версий с учетом разработки | 415 | Общие расходы / количество машин, текущие |
Средняя годовая стоимость обслуживания и модернизации одного F-35 | 4-4.5 | Общие прогнозируемые расходы / количество машин / количество лет эксплуатации |
Закупочная стоимость F-16C/D | 27-34 | Версии 90-х годов |
Экспортная стоимость F-16IN | 63 | Новейшие версии |
Закупочная стоимость F-15C/D | 42-50 | Версии 90-х годов |
Экспортная стоимость F-15SE | 100 | Новейшие версии |
Ориентировочная стоимость F/A-18E/F | 60 | Новейшие версии |
Закупочная стоимость F-22A | 160 | Партия 2009 года |
Средняя стоимость F-22A с учетом разработки | 357 | Средняя за время программы, боевые машины |
F-35 создавался как самолет который был бы с одной стороны достойной современной заменой стареющим F-16 и F-15, а с другой был бы дешевле и универсальнее космического по стоимости F-22 сильно заточенного под воздушный бой. Ожидаемо высокую стоимость разработки попытались компенсировать универсальностью машины и размазыванием стоимости разработки на очень крупную (по авиационным меркам) серию машин. Видны и последовавшие за этим неудачи - если на заре на разработку планировалось потратить порядка 15-17 млрд $ (~26 млрд в ценах 2012) что примерно соответствовало затратам на такие программы как F-22 или B-2, то фактические расходы вплотную подползли к 60 млрд $. Стоимость производимых самолетов тоже остается значительно выше изначально ожидавшейся, хотя и уменьшается по мере развертывания серийного производства. Программа в целом отстает от планировавшегося графика примерно на три года. Военные указывают на кучу багов и проблем в опытных самолетах. Но очевидно так же что несмотря на это программа уверенными темпами продвигается вперед. Баги исправляются. Производство растет. Стоимость машин в новых партиях снижается. Превышение стоимости относительно изначальных оценок значительно, но далеко не "в разы".
Откуда же берется цифры "сотни миллиардов" и даже "более триллиона долларов" которыми часто оперируют в отечественных СМИ? А очень просто: берутся 60 млрд затраченных на разработку, к ним прибавляется 4 млрд затраченных на модернизацию инфраструктуры и 250 млрд долларов затрат на приобретение 2443 самолетов на протяжении 15 лет. Получается 313 млрд долларов в ценах 2012 года или 379 млрд - в прогнозируемых фактических ценах с учетом ожидаемой инфляции до 2027 года. Это цифра которую американцы называют "Aquisition cost" - стоимость приобретения парка F-35 и она в целом является более разумной метрикой чем "стоимость истребителя" или "стоимость разработки" взятые по отдельности. К примеру видно что несмотря на затраты 60 млрд долларов на разработку, приобретение 1776 F-35A остается выгоднее (197 млрд) чем покупка такого же количества F-22 которая обошлась бы в 282 млрд долларов 2012 года решая вдобавок проблему с разработкой современных самолетов для американских десантников и флота. Но к сожалению россияне охотно принимают за чистую монету вранье людей, выдающих прогнозируемые затраты на приобретение машин с уже понесенными расходами или, еще хлеще, с расходами на разработку F-35.
Еще забавнее история с "триллионом". Помимо жалоб на высокую стоимость самих самолетов программу преследуют жалобы на высокую стоимость их обслуживания и ремонта. В результате разработчикам пришлось провести соответствующие расчеты, согласно которым средняя стоимость содержания, ремонта и модернизации парка из двух с половиной тысяч F-35 всех модификаций составит примерно 12 млрд долларов ежегодно (5 млн долларов в год на один самолет). Перемножаем на 50 ожидаемых лет эксплуатации - получаем 580-620 млрд эксплуатационных расходов до 2070 года в ценах 2012 года или 1026-1124 млрд - в ожидаемых ценах с учетом прогноза инфляции до 2070. Плюсуем этот триллион к 371 млрд требуемых на закупку - получаем 1.4-1.5 трлн общих расходов на программу F-35 до момента списания последнего самолета. Коей цифрой теперь, естественно, потрясают все желающие показать невероятную стоимость программы, умалчивая, однако о том к чему эта сумма относится и на какой временной период (до 2070 года!) растянута.
Давайте теперь взглянем на отечественную технику, пересчитанную аналогичным образом к единым долларам 2012 года
Графа расходов | Сумма | Примечание |
---|---|---|
Экспортная стоимость Миг-29 (Б, УБ, СЭ): | 30 | Экспортные контракты, Мьянма |
Экспортная стоимость Миг-29 (СМТ, УБ): | 43 | Экспортные контракты, Алжир |
Экспортная стоимость Су-27СК: | 45-52 | Экспортные контракты, Вьетнам |
Экспортная стоимость Су-30МКИ: | 51 | Производство в Индии |
Экспортная стоимость Су-35: | 80 | Экспортные контракты, Китай |
Стоимость приобретения Су-35: | 32-46 | Поставки Минобороны РФ |
Экспортная стоимость Т-50 (FGFA): | 100 | Экспортные контракты, Индия, прогноз |
Стоимость приобретения Т-50: | 54 | Поставки Минобороны, прогноз |
Из приведенных выше цифр следует что отечественные машины не являются такими уж дешевыми, обходясь иностранным заказчикам лишь в 1.5-2 раза дешевле чем сопоставимые американские машины.
Как и у американцев "внутренние" поставки стоят дешевле чем экспортные контракты что связано как с разницей в методике расчета (в внутренних поставках считают "голые" машины, тогда как в экспортные контракты включают запчасти, оружие, и обучение) так и с традиционной для России практикой зарабатывать деньги на экспортных контрактах, поставляя нашему Минобороны самолеты практически по себестоимости.
Интересен так же момент со стоимостью разработки Т-50. Официальной информации на этот счет не существует, а неофициальные цифры назывались самые разные. За полгода до полета первой машины (в июне 2010) года В.В.П. к примеру упоминал о фактических затратах 30 млрд рублей (~1 млрд $) и оценивал что на завершение программы потребуется еще 30 млрд (итого 2 млрд $). Это достаточно близко к затратам на разработку Суперджета и потому может быть реалистичной оценкой. Однако в контракте на совместную разработку Т-50 с Индией фигурировали совершенно иные цифры - предполагалось что на создание индийской версии того же самолета России и Индии придется вложить по 6 млрд $. Исходя из того что SSJ был построен на основе импортных компонентов, а Сухой занимался аэродинамикой, фюзеляжем и интеграцией можно по аналогии предположить что 2 млрд долларов - это вклад в проект непосредственно Сухого, тогда как общие затраты на проект с учетом расходов других организаций на создание оборудования для Т-50 (например двигателей) составляют около 10 млрд - в 3-6 раз дешевле чем расходы американцев на их программы.
Итак, наши машины стоят существенно дешевле. Однако вопрос о стоимости осмысленен в основном в контексте вопроса того "а сколько машин мы сможем приобрести" и вот здесь возникает весьма неприятная ситуация. Если американцы готовы потратить на F-35 более 300 млрд долларов, то все остальные страны включая Россию вынуждены довольствоваться бюджетами которые не превышают 35 млрд. Если американцы УЖЕ приобрели 200 самолетов F-35, то российские ВКС планируют купить 200 самолетов Т-50 ВСЕГО, причем в неопределенном будущем. По состоянию на 2016 год у нас все еще производится вторая экспериментальная партия (6 машин в дополнение к уже существующим 6 первой экспериментальной партии) которая будет использоваться для испытаний. Затем должна последовать поставка установочной партии из 12 серийных машин (одной эскадрильи) для армии которая должна завершиться, вероятно, в 2018. Раньше предполагалось что сразу же за этим до 2020 года последуют еще три эскадрильи (52 машины в общей сложности), но теперь эти планы отменены - в закупку первоначально войдет лишь установочная партия, а с дальнейшими поставками военные определятся по результатам испытаний установочной партии в войсках. К слову говоря задержки и неопределенность с объемом закупок для ВКС уже привели к тому что Индия уже отказалась от первоначального 35-миллиардного контракта на FGFA сократив объем закупок с 200 до 127 машин, а общую стоимость контракта - до 25 миллиардов, причем контракт некоторое время вообще висел на волоске от полной отмены. Таким образом F-35 - далеко не единственный проблемный проект "пятого поколения", с производством Т-50 проблем, похоже ничуть не меньше.
К счастью следует отметить что с "четвертым поколением" ситуация в ВКС сложилась сравнительно неплохая. В год в войска поставляется примерно по 30 истребителей Су-30 и Су-35 и еще 30 - бомбардировщиков Су-34 и тренировочных многоцелевых Як-130. В общей сложности это обеспечит в ВКС к 2020 году наличие порядка 300 новых современных машин четвертого поколения в дополнение к примерно 400 модернизированных старых. Конечно американцы к этому же моменту поставят на вооружение порядка 600-700 F-35 в дополнение к уже имеющимся 184 F-22 и примерно двум тысячам модернизированных машин 4 поколения, но для экономики которая в 10 раз меньше американской наш результат весьма и весьма неплох и значительно превосходит ожидания существовавшие на этот счет еще 10 лет назад.
Такие вот дела, господа. Буду рад замечаниям и исправлениям ошибок.